Суббота, 20.10.2018, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ "Фатневская СОШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа



Каталог статей

Главная » Статьи » Внеклассная работа

Поисково-исследовательская работа «Память поколений»

Память – это основа жизни, основа нашего сознания. Все, что происходит с нами, все, что мы видим, говорим, слышим, может, сохранится долгое время. Не зря говорят: потерял память – потерял себя. Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего.  Вот и мне хочется внести свой посильный вклад в сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, о героях, принесших Победу и не допустить, чтобы они были  забыты.

19 ноября  2017 года – 75 лет начало контрнаступления советских войск в одной из самых героических битв Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Я считаю, что нужно пронести сквозь годы память о  том, что именно под Сталинградом  в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ, носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа. Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбежки, а потом атаковали вновь и вновь. Подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим «За Волгой для нас земли нет», стал началом коренного перелома в ходе войны.

Будем помнить об этом!

Актуальность исследования обусловлена тем, что данный подлинный материал позволяет проследить судьбы участников Сталинградской битвы на фоне исторически значимых событий второй мировой войны.

Проведя анкетирование среди учащихся 5-11   классов нашей школы,  я сделал вывод: многие не знают, что их родственники и земляки принимали участие в Сталинградской битве.

И поэтому я решил исследовать эту тему.

Цель исследования:

- расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
- из местных газет, книг по краеведению, фондов музея узнать о земляках, участниках Великой Отечественной войны;
- исследовать участие наших земляков в Сталинградской битве.

Методы исследования:
  1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников по теме, фотографий, документов , беседы со старожилами села.
  2. Анкетирование
  3. Осмысление собранного материала: сравнение сведений по данной теме из разных источников, соединение в единое целое разных сведений.
  4. Проверка и уточнение фактов: уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов, проверка сведений в музеях, библиотеках

Практическая значимость исследования:

О Сталинградской битве я читал и раньше, но проделанная мной работа по изучению данной темы дала мне возможность посмотреть на события под Сталинградом по - новому. Я узнал о великом подвиге моих земляков на фронте. Данная информация хранится в разных источниках, мною она собрана в  папку «Герои Сталинграда» в виде информационных листов памяти. Поэтому и работа названа «Память поколений»

Этот материал значительно пополнит содержание экспозиции школьного музея, он может быть использован на уроках истории, уроках краеведения, литературы  для сохранения исторической памяти

Сталинградская битва проходила в два этапа: с 17 июля по 18 ноября 1942 года – оборонительная, с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 – наступательная операция.

17 июля 1942 года части 62-й советской армии вошли в соприкосновение с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса. Город готовился к обороне. На подступах к городу было построено 4 оборонительных рубежа: внешний, средний, внутренний и городской; общая протяженность построенных оборонительных рубежей составляла 3860 км. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный завод снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» - минометами.

23 августа 1942 года город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей или серьёзно повредившей большую часть городских зданий. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ.

Советское командование приступило к разработке плана разгрома врага. Основная цель предстоящей зимней кампании 1942-43 годов состояла в том, чтобы вырвать стратегическую инициативу из рук противника, нанести ему тяжелое поражение и тем самым добиться решительного перелома в ходе войны. При этом главный удар Красная армия должна была нанести на Юго-Западном направлении по одной из самых крупных и самой активной вражеской группировке. Ее разгром привел бы к крушению всего южного крыла фронта противника и, следовательно, к освобождению важных промышленных и сельскохозяйственных районов страны.

19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. 23 ноября соединения Юго-Западного и Донского фронтов встретились в районе Калач, Советский, Мариновка. Группировка противника численностью в триста тридцать тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше трехсот немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на двести километров.

В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. К концу января войска вермахта, несмотря на отчаянное сопротивление, были расчленены на две части — северную и южную. 31 января 1943 года был пленен командующий шестой армией фельдмаршал Паулюс с его штабом, и капитулировала южная часть окруженной группировки. Первого февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть.

Самые ожесточенные бои в Сталинграде шли за главную высоту России – Мамаев курган. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город.

Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались гранаты. Наши бойцы бились с гитлеровцами в рукопашной схватке. Наконец, фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана.

Мои земляки – защитники Сталинграда

Свой вклад в разгром гитлеровцев под Сталинградом внесли и мои земляки. Пусть они не стали Героями Советского Союза, но каждый час и каждый миг они приближали Великую Победу.

В музее нашей школы хранятся воспоминания и документы  ветеранов Великой Отечественной войны,  участвовавших в Сталинградской битве. О них речь пойдет дальше.

Маков Василий Иванович (приложение №1) родился в поселке Введенский Багриновского сельского совета. 20.01.1924 г.  В начале Великой Отечественной войны 16-летнего парня, окончившего ФЗО, Моспромстрой направил на строительство военных заградительных сооружений  в Калининскую область.   В 1942 году ему исполнилось 18 лет. И он ушёл на фронт. Военную службу проходил с августа 1942 года по апрель 1943 года  в  составе 23 дивизии  62 армии. Перед первым боем принят в комсомол. Его комсомольский билет хранится в школьном музее (приложение №2). Ветеран был уверен, что комсомольский билет давал ему силу, помог выжить после тяжелого ранения 13 января 1943 г. недалеко от населенного пункта д. Алексеевка Сталинградской области. Его заметил санитар среди убитых в первой шеренге и вынес с поля боя. Справка о ранении тоже находится в школьном музее (приложение №3).  После лечения в госпитале в г. Златоусте получил инвалидность. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью Жукова.  По рассказам учителя нашей школы Фоминой А.С. , Маков В.И. был председателем местного совета ветеранов,  частым гостем школы, рассказывал детям о войне, о послевоенных годах восстановления. Ему было предоставлено почетное право открытия школьного музея (приложение №4).  В 2011 году ветеран умер.

Пашков Иван Васильевич 1902 года рождения (приложение № 5)  на фронте с 1941 года. За время войны ему пришлось побывать на многих фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, был тяжело ранен, Награжден медалью  «За боевые заслуги». После выздоровления участвовал в Орловско-Курской битве. 22.12.1943 награжден орденом  Красного Знамени. На сайте «Подвиг народа» мне удалось найти наградной лист и краткое описание подвига моего земляка Пашкова И.В. (приложение №6)

«Тов. Пашков находился в действующей армии на Сталинградском фронте с 15 июля по 3 февраля 1943 года в должности командира 45 мм пушки 162 укрепрайона Сталинградской области. В боях был тяжело ранен…»

При изучении Книги памяти Болховских ветеранов Великой Отечественной войны я узнал, что в Сталинградской битве участвовали и имели награды «За оборону Сталинграда»:

  1. Алипичев Иван Акимович 1910 г.р.
  2. Борисов Алексей Иванович 1919 г.р.
  3. Селихов Егор Иванович 1919 г.р.
  4. Стоволосов Василий Иванович  1922 г.р.

Медаль «За оборону Сталинграда» (Приложение № 7)

Учреждена 22 декабря 1942 г. Медалью награждались военнослужащие Красной Армии и гражданские лица, принимавшие непосредственное участие в Сталинградской битве. Всего медалью награждено свыше 750 тысяч человек. Я горжусь тем, что среди них были  мои земляки!

Для Болховского района победа под Сталинградом имела огромное значение: она послужила поводом для четвертой Болховской наступательной операции в феврале 1943 г. с целью освобождения Болхова, а затем и Орла от оккупантов. И хотя, наступление не дало желаемого результата, но впереди было лето 1943 года и Орловско-Курская дуга.

Размышляя над вопросом, почему фашистам удалось пройти тысячи километров, а несколько метров,  отделяющих их от берегов Волги,   преодолеть не смогли? Что остановило врага? Я точно знаю ответ: военные годы пробудили в наших соотечественниках патриотические чувства, сплотили людей во имя великого общего дела – освобождения родной земли. Основными причинами, определившими исход битвы на Волге, стали: мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат, военное искусство и талант военачальников, воля к победе, сила «русского характера». Этот характер не сдвинет с места никакой враг. Так было на поле Куликовом, на Бородинском поле!  Так было в великую смуту 1611-1612 годов. Так стало и на подступах к Москве в 1941 году, в битве за Сталинград в 1942-43 годы, на Огненной Курской дуге в 1943-ем году

По понятным причинам, среди нас уже нет людей, о которых я рассказал в своей работе, но они живут в нашей памяти. Мы о них помним и бережно прикасаемся к хранящимся в школьном музее материалам: фотографиям и воспоминаниям. Я рад, что в своей исследовательской работой тоже могу внести частичку памяти о наших земляках-защитниках Сталинграда и все, кто посетит наш музей, сможет познакомиться с моей работой.

А для себя я  наметил перспективы исследования: Собрать максимально полную информацию о наших земляках, участниках Сталинградской битвы.

Приложение №1

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

 

Приложение № 5

 

Приложение № 6

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/423/033-0686046-0322%2b010-0319/00000261.jpg&id=47200554&id1=3105a40736efc6c57ae4162b2595c7c5

 

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/082/033-0686044-2190%2b004-2189/00000036.jpg&id=18889333&id1=52a126006003374211ef44e77d835e94

 

 

Приложение № 7

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. «Болховские куранты»,  статьи газеты разных лет
  2. Книга памяти о фронтовиках, вернувшихся на Болховскую землю по окончании Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. победителями, Орел  - 2015, руководитель издательского проекта – В.Г. Сапелкин
  3. Материалы из архива школьного краеведческого музея, личного архива семьи Маковых.
  4. www.podvignaroda.ru

Педагог: Фандеева Ирина Борисовна, учитель истории МБОУ «Фатневская СОШ»;

                                 

Категория: Внеклассная работа | Добавил: ninalyovina (09.01.2018)
Просмотров: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Прогноз погоды

МБОУ "Фатневская СОШ" © 2018