Четверг, 29.06.2017, 08:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ "Фатневская СОШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа



Каталог статей

Главная » Статьи » Внеклассная работа

Сочинение «О Дмитрии Донском как земном человеке»

Сочинение «О Дмитрии Донском как земном человеке»

Работу выполнил Фёдоров Алексей, учащийся 9 класса

Руководитель методист Молчанова Е.В.

 

Изучая жизнь и деятельность великих людей, я замечал, что многое в их характере, в том, какие дела они совершали, как строили свою жизнь, зависело от семьи, от людей, которые их окружали. Поэтому я решил проанализировать жизнь Великого князя Дмитрия Донского с этой стороны, и еще раз убедился, что многое в человеке передается от родителей, от близкого окружения. Недаром русская пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Московский князь Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. (Приложение 1) О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и Великой княгини Александры, известно совсем немного. В сознании мальчика рано укоренилась ответственность за собственное высокое происхождение, и этому поспособствовали рассказы родителя о подвигах славных предков, таких как Данила Московский, Александр Невский и т. д.

Отец Димитрия Иоанн Красный родился 30 марта 1326 года в Москве. (Приложение 2) Свое прозвище «Красный» он получил, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»). Ещё в летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя — «Милостивый», «Кроткий». Согласно дошедшим летописным источникам, Иван Иванович Красный был правитель «тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый. Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел».

Именно эти черты характера перенял Дмитрий от отца. Когда Дмитрий шел венчаться на престол княжеский, суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале. Здесь впервые отметили черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе — Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы… И в самом деле, суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы… Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова — верный своему неизменному миролюбию, щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.

Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия (Приложение 3), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Он практически заменил своему подопечному родного отца, поскольку тот ушел из жизни, когда Димитрию было всего только 9 лет. В этом возрасте Димитрий Донской унаследовал отцовское княжество, получив на то разрешение от хана Орды, под игом которого в те времена находилась Русь. Великим князем он стал, будучи 12-летним отроком, то есть в 1362-м году. Как видите, детство Димитрия Донского имело мало общего с таковым обычных детей. Ему рано пришлось стать взрослым не по годам в силу непростых жизненных обстоятельств.

Духовное воспитание будущего правителя и полководца протекало под влиянием и руководством святителя Московского Алексия. Московский митрополит пользовался огромным уважением в народе. В учительских посланиях он призывал бояр судить по правде и милостиво, а всех русских – поддерживать друг друга. С особым чувством он обличал пьянство, видя в нем «корень злобы, мятеж всякому беззаконию». Он прожил долгую восьмидесятипятилетнюю жизнь, которую целиком посвятил сохранению возможности будущего возрождения Руси. Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, митрополит Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления. Действительно,  митрополиту приходилось принимать жесткие решения, чтобы удержать верховенствующее положение Москвы. Но, он не забывал и своего духовного сана, и своих обязанностей попечительства над всей Русью.

Митрополит Алексий учил с ранних лет великого князя терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов, юный Димитрий, с благословления светителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской, первый ратный поход Димитрия. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью.

 В качестве же основной личной черты Великого князя можно назвать необыкновенную любовь к Богу. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Древний книжник пишет о Димитрии Иоанновиче в похвале ему: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных… Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».

Главное влияние на воспитание веры в отроке оказал преподобный Сергий Радонежский (Приложение 4). Святитель — один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий.  В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако и ему довелось способствовать укреплению власти московского князя. Мудрый старец по просьбе московского князя ездил к суровому князю Олегу Рязанскому и «тихими и кроткими словесы» уговорил его на мир. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Сама идея противостояния Орде питалась и чудотворным наставничеством Сергия Радонежского. «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч», – писал В.О.Ключевский о значении преподобного Сергия для русского народа и государства. 

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя Дмитрия. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский. Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию — без дополнительной санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) он завещал слушать во всём после его смерти мать, Евдокию Дмитриевну.

Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года. Кончина эта поразила всю Русь. Летописи говорят, что долго не умолкали стенания по поводу его смерти, потому что никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим и народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе отечества, справедливость и доброту. Воспитанный как воин, он не имел знаний книжных, но правил государством, благодаря силе разума и характера. Современники особенно удивлялись его скромности, потому что насколько была славной победа на Куликовом поле, насколько Дмитрия осыпали похвалами, а он не заносился и считал, что победой обязан богу и мужеству российских воинов.

Да, Дмитрий Донской обладал множеством добродетелей. Среди положительных качеств, свойственных великому благоверному князю, были милосердие, великодушие, высокая нравственность, искренняя любовь к народу своей страны. Он с добротой относился к подчиненным, помогал нуждающимся, возводил православные христианские храмы. 

Праведный подвиг князя Дмитрия, отдавшего «душу за други своя», не был забыт верующим народом.   Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. По этой причине историки и называют святого князя не иначе, как «держатель русской земли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Внеклассная работа | Добавил: ninalyovina (08.01.2016)
Просмотров: 1083 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2017